Николай (mongwu) wrote,
Николай
mongwu

Categories:

О тех, кто задает вопросы

Последняя (наверно) запись про интервью – две предыдущих здесь и здесь.
Вообще, совершенно не ожидал, что это выльется в такой мини-цикл, который к тому же становится все серьезнее и серьезнее. Как-то это произошло само собой.

Итак, про тех, кто проводит интервью и задает вопросы. Основные разновидности и как себя с ними вести.

На абсолютную истину не претендую. Написано на основании собственного опыта. Вполне возможно, что я что-то упускаю или где-то ошибаюсь – пожалуйста, комментируйте, критикуйте – в спорах рождается истина, а я всегда рад узнать что-то новое или понять, что я был в чем-то неправ.


1. Человек с комплексами
Он приходит на интервью для того, чтобы продемонстрировать себе и вам, что вы что-то не знаете и таким образом поднять себя в собственных глазах – за ваш счет. Он будет задавать вопросы о вещах, которые мало кто помнит, которые можно найти в справочнике, и которые не имеют никакого отношения непосредственно к той работе, которую вы будете делать! - например
- напишите число "Пи" с точностью до восьмого знака
или
- когда появился протокол SMTP и какой RFC его определяет?
а когда вы не сможете ответить, он спросит
- и какой же вы после этого инженер?
Как себя с ним вести
Спросить – а какое отношение знание этих вещей имеет к работе, которую я буду делать? (вообще хороший вопрос во многих ситуациях) Обладают ли другие работники такими же знаниями? Нельзя ли это продемонстрировать? Человек с комплексами боится присутствия других.

2. Вечно занятый работяга
Ему не до вас. Он постоянно в работе. Ему попросили поговорить с вами, потому что известно, что он хороший специалист и много знает, но он отнесется к вам, как к какой-то досадной помехе, которая мешает ему вернуться назад на рабочее место и заняться срочными, действительно важными делами (а срочные дела у него есть всегда, и ему всегда не хватает на них времени).
Он даже не посмотрит на ваше резюме (опять-таки из-за отсутствия времени) и с радостью вернется к своему рабочему столу, как только будет можно.
Как себя с ним вести
Если он думает только о работе, попросите его рассказать вам о том, что он сейчас делает. Проявите неподдельный интерес и очень возможно, что он с удовольствием будет отвечать на ваши вопросы – ведь это его страсть. Это хорошая возможность для вас больше узнать об этой компании. Кроме того, то, что он вам расскажет, может пригодиться на интервью с другими работниками. Наконец, очень вероятно, что таким образом вы завоюете расположение работяги и он даст о вас хороший отзыв.

3. Некомпетентый бюрократ
Менеджер по найму или работник отдела кадров, который ничего не знает о профессии и не может понять, что важно, а что нет. Например, применительно к программированию - если в требованиях к должности написано "знание языков Java и JavaScript" и он увидит в резюме первое, но не увидит второго, он не колеблясь отложит ваше резюме в сторону, не понимая, что тому, кто знает первое, не составит труда выучить второе в короткий срок.
Как себя с ним вести
Скорее всего, до личной встречи с ним дело даже не дойдет. Но если дойдет, не объясняйте ему сами, что важно знать, а что нет. Вместо этого попросите его узнать мнение о сравнительной ценности требований к должности у кого-нибудь, кому он доверяет и кто ближе к непосредственной работе.

4. Любитель поговорить
Он будет долго рассказывать вам о компании, о проекте, о требованиях, о кандидатах, которых он видел до вас, потом задаст пару незначительных вопросов, встанет, попрощается и уйдет – наверно, в какое-нибудь еще место, где можно поговорить.
Как себя с ним вести
Если он любит поговорить, пусть говорит. Не перебивайте его. Главное – это какое впечатление у него о вас останется. Вставляйте комментарии в тему. Благодарите за ценную информацию.

5. Двуликий Янус
Он будет улыбаться, подбадривать вас, вам будет казаться, что интервью проходит хорошо и вы получите работу, но после того, как вы уйдете, в отчете об интервью он напишет о вас только самое плохое.
Как себя с ним вести
В конце спросите, какое впечатление о вас у него осталось. Не все могут сказать вслух о человеке одно, а потом написать другое. Кроме того, этот вопрос – какое впечатление о вас осталось – вообще неплохо задавать всем. Бывает, что благодаря ему можно исправить неблагоприятное мнение о себе.

6. Хороший человек, но плохой интервьюер
Очень распространенный тип. Неплохой работник, справляется со своими обязанностями, но не умеет проводить интервью. На каждом интервью задает одни и те же вопросы.
Как себя с ним вести
Отвечайте на вопросы. Но не ведите себя пассивно. Не бойтесь брать инициативу на себя, но делайте это без напора. Пусть этот человек почувствует, что вы будете ему хорошим коллегой.

7. Лидер и профессионал
Он непосредственно связан с проектом. Если вас возьмут, он будет работать непосредственно с вами. Он знает, что на самом деле нужно для этой должности, проявляет к кандидатам искренний интерес и задает хорошие вопросы. Таких людей не так уж мало, но можно еще больше.
Как с ним себя вести
Естественно. Раскройтесь. Если у вас нет ответа на какой-то вопрос, по меньшей мере покажите ему, что вы умеете думать. Не бойтесь думать вслух. Постарайтесь показать свои лучшие стороны, не обязательно в рамках требований именно к этой должности.


Подводя черту.
Я не буду давать советы, которые вы можете найти в книжках и на интернете, типа "подготовьтесь к интервью", "приходите вовремя", "говорите уверенно и громко, но не слишком", и т.д.
Скажу только следующее.
В интервью участвуют две стороны и его успех зависит от обеих сторон. Казалось бы, это очевидно - тем не менее многие ведут себя на интервью на удивление пассивно, а потом обвиняют другую сторону.
Не бойтесь. Помните, что этих людей вы, скорее всего, никогда больше не увидите.
И – да – поразительно, как много людей забывают это сделать - не забудьте выключить мобильный телефон.
Tags: разное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 29 comments