?

Log in

No account? Create an account
 
 
06 June 2016 @ 11:16 am
Как я ездил на концерт памяти Кита Эмерсона в Лос-Анжелесе  



Когда я учился в 9-м классе, кто-то принёс в класс пластинку.
Эмерсон, Лэйк и Палмер. "Картинки с выставки".
Мы были заворожены музыкой. Новое для нас фантастическое звучание синтезаторов, виртуозность исполнения (особенно поразительная при том, что это была запись концерта, не студийный альбом). Это не было похоже ни на что из того, что мы слышали раньше.

Потом я слушал ещё другие диски ELP ("Эмерсон, Лэйк и Палмер") - "Трилогия", "Таркус" и т.д. - но "Картинки с выставки" остались в памяти как первая любовь. А с годами усилилось понимание того, насколько в самом деле авангардную, необычную и замечательную музыку делали ELP.

И вот спустя много лет я сажусь в машину и еду из Сан-Франциско в Лос-Анжелес на концерт памяти Кита Эмерсона.
Оказывается, он в последние годы жил совсем недалеко, в Санта-Монике. Страдал от заболевания нервов и от артрита, из-за которых отказывали пальцы руки. Депрессию усугублял алкоголь.
И 11 марта этого года Кит Эмерсон, один из величайших клавишников в истории рок-музыки, покончил с собой.

Концерт его памяти состоялся в Лос-Анжелесе 29 мая в El Rey Theater. Я там раньше не бывал. Интересное место. Небольшое, размером с провинциальный кинотеатр. Больше тысячи зрителей поместятся с трудом. При таких небольших размерах, я слышал, что многие звёзды считают за честь выступить там. Напомнило мне джазовый клуб Yoshi's у нас рядом в Окленде, где я видел звёзд мирового джаза, хотя в Yoshi's помещается всего человек 300.

Первое, что я увидел, войдя в El Rey Theater - это груда аппаратуры на сцене. Клавишные инструменты, барабанные установки, усилители, динамики и всё, что полагается. Как здорово!
А первое, что подумал, посмотрев по сторонам: "Господи, одни старпёры!"

Хотя ничего удивительного. Расцвет ELP был в начале 70-х годов - если человек был подростком в те годы, то сейчас ему под (или за) 60.
Но при этом было много колоритных людей. Знаете, волосатых, в необычной одежде. Симпатичных вообще. Обстановка была хорошая, семейная. В середине концерта я задумался - что же это всё мне напоминает?... И понял - напоминает концерты в моём родном ленинградском рок-клубе. Все свои. Музыканты, которые не на сцене, шатаются среди зрителей, разговаривают с ними и друг с другом.
Мне даже не верилось, что рядом со мной, буквально на расстоянии вытянутой руки, находятся такие музыканты, как Brian Auger.
Gregg Bissonette.
Vinnie Colaiuta, который играл на барабанах с Джеффом Беком, Френком Заппой, Джо Сатриани, Стингом.
Steve Lukather, который с тем только не играл и участвовал в записи 1500 (да, полутора тысяч) альбомов.
Eddie Jobson из Roxy Music и U.K.
Jordan Rudess из Dream Theater, которого некоторые называют величайшим клавишником нашего времени. Я не удержался и когда Jordan Rudess был рядом, поблагодарил за доставленную радость (артистам любого уровня, знаете ли, нужно признание, если оно к месту и нормально выражено), получил очень приветливый ответ, мы даже обменялись парой фраз.
Кстати, все музыканты выступали в этот вечер бесплатно.

Видно было, что мероприятие необычное. После окончания концерта у выхода были лимузины. А когда я вышел на перекур, увидел одного знаменитого актёра и певца (не буду называть имя, чтобы не звучало хвастовством), он неожиданно задал мне вопрос об одной из песен ELP, мы немного поговорили об этом.

Надо отметить, что музыканты тоже были примерно в той же возрастной категории, что и зрители. Я посмотрел потом в интернете возраст некоторых исполнителей.
Brian Auger - 76 лет
Gregg Bissonette - 56 лет
Vinnie Colaiuta - 60 лет
Eddie Jobson - 60 лет
Steve Lukather - 58 лет
Jordan Rudess - 58 лет
Marc Bonilla - 60 лет
Но ведь и самому Эмерсону был 71 год.
Это было несколько печально. Со сцены звучали фразы вроде: "Кит умер, но музыка его вечна", но насколько она вечна, если она не интересна молодёжи? Конечно, ELP никогда не играли музыку для широких масс, и даже, может быть, были группой прежде всего для музыкантов. Если не считать того поразительного периода начала 70-х, когда прогрессивный рок был интересен многим миллионам и казалось, что это музыка будущего.

Кстати, ещё насчёт публики. Забавный эпизод. Я ехал на концерт на такси, водитель был молодой латиноамериканец, спросил меня, куда я еду, и когда я ответил, что на концерт, он поморщился и сказал:
- Там бывает опасно... вы будьте осторожнее - у меня друзья ходят на концерты, так иногда драки, поножовщина...
На что я со смехом ответил, что спасибо за предупреждение, но там, куда я еду, опасаться нечего.

Между прочим, при входе никого не проверяли. У меня в кармане был складной нож (привычка с юности), о котором я вспомнил с опозданием, но ничего не случилось, нож не забрали. И в самом деле, с такой публикой и с такой музыкой можно не волноваться. Драки и поножовщина там могли бы произойти примерно с такой же вероятностью, как на балете.

Свет потух, и шоу началось.

Слева и справа от сцены были два больших проекционных экрана, на которых в начале и потом ещё в середине концерта показывали снимки Кита Эмерсона в разные периоды его с жизни, начиная с детства. Это было очень трогательно. Я видел слёзы на глазах у некоторых зрителей. Пару раз аудитория взрывалась смехом - когда Эмерсон на снимке, дурачась, сосредоточенно изучал "Руководство пользователя синтезатором Moog" или книжку "Клавишные для чайников" ("Keyboards for dummies").

Вот один из тех снимков - качество ужасное, снимал на телефон. Кит запрыгнул на какой-то инструмент. Он ведь был ещё и поразительный шоумен, ко всему прочему.




Когда началась музыка, я забыл обо всём. Эти 60-70-летние музыканты, на возраст который я сетовал выше, творили чудеса. Это было реальное подтверждение того, что я заметил уже давно - если человек играет музыку, то он каким-то образом стареет гораздо медленнее. Наверно, это особенно справедливо для рок-музыки.

Уровень профессионализма был таким, какого и можно ожидать от таких музыкантов. Высоким.
Любительская запись не передаст этого, тем не менее вот отрывок (слева направо - Marc Bonilla (гитара), Troy Luccketta (барабаны), Mike Wallace (гитара), Jordan Rudess (клавиши), Travis Davis (бас)).




Очень трогательным было выступление слепой пианистки Rachel Flowers. Эта девушка лишилась зрения в раннем детстве, начала играть на фортепьяно в 2 года, получила известность во многом благодаря исполнению на Youtube произведений ELP.
Вот ещё один отрывок. Соло Рэчел (практически копия того, что играл в оригинале Эмерсон, но замечательно исполненная) начинается в 5:20.




Кстати. У ELP ведь было мало гитары в записях. Поэтому перед гитаристами в этот вечер стояла интересная творческая задача - как дополнить музыку ELP, чтобы было хорошо, но при этом не слишком много гитар? И они справились просто замечательно. Steve Lukather был очень хорош, и Marc Bonilla мне невероятно понравился.


Ближе к окончанию концерта на сцену вышел дирижёр Terje Mikkelsen, специально прибывший из Норвегии. Кит Эмерсон сотрудничал с ним в последние годы. Вместе с духовой группой музыканты сыграли произведение Аарона Копленда Fanfare For The Common Man в известной обработке ELP.
Слева направо - Eddie Jobson (клавиши), неизвестные мне духовики, Marc Bonilla (гитара), Steve Lukather (гитара), Vinnie Colauita (барабаны), Travis Davis (бас), Terje Mikkelsen.




Концерт закончился, и я вышел в ночной Лос-Анжелес. На следующий день я вернусь в Сан-Франциско, назад из прошлого к настоящему, к семье и к повседневной жизни.




 
 
 
spirolsspirols on June 6th, 2016 06:34 pm (UTC)
это возвращение к юности и воспоминание на всю жизнь!
у меня тоже была мангитофонная запись "Картинок с выставки"
Николайmongwu on June 6th, 2016 06:54 pm (UTC)
именно так - возвращение к юности и воспоминание на всю жизнь!
Age of Reasonpin_gwin on June 6th, 2016 06:34 pm (UTC)
Прекрасный репортаж, спасибо. Только жаль видеть уходящих кумиров молодости...
Николайmongwu on June 6th, 2016 06:55 pm (UTC)
очень жаль, да. Такое время наступило...
(no subject) - pin_gwin on June 6th, 2016 06:57 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - mongwu on June 6th, 2016 06:59 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - pin_gwin on June 6th, 2016 07:03 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - mongwu on June 6th, 2016 07:00 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - pin_gwin on June 6th, 2016 07:10 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - mongwu on June 6th, 2016 07:16 pm (UTC) (Expand)
JUGAjuga1 on June 6th, 2016 06:39 pm (UTC)
молодец. завидую чуток)
Николайmongwu on June 6th, 2016 06:55 pm (UTC)
:)
Hannibal Lectorhannibal_lector on June 6th, 2016 07:03 pm (UTC)

Спасибо за пост. Очень интересно.

Николайmongwu on June 6th, 2016 07:15 pm (UTC)
спасибо, рад
Profiprofi on June 6th, 2016 07:14 pm (UTC)
1. Большое спасибо за этот постинг! Жму руку!
2. Завидую. И по-белому, и по-черному. Знал бы о концерте - нашел бы время приехать.
3. Сравните то, что написали Вы, вот с этим:

Нет никакого смысла пересказывать то, что было на самом концерте. Разве можно пересказать музыку? Музыка, по сравнению с литературой и изобразительным искусством, - творение запредельной сложности. В музыке используется другая, более высокая степень абстракции. Иные, более сложные пространства восприятия и воздействия. Музыка обладает свойствами квантовой частицы, но частицы, наделенной мятущейся душой и безУдержной свободой воли. Она оторвана от слов и речений, от логики и алогизмов. Родившись в душе творца в один чудесный момент, после своего создания она существует сама по себе. Гордо и одиноко. До тех пор, пока не найдет соответствующего отклика в душе того, кому она была предназначена. И тогда музыка входит в эту душу. И остается там - навсегда. Именно такой эффект сакрального резонанса и связывал творчество группы "ЭЛП" со мной. Интересно прокомментировал после концерта свои впечатления Федотыч: "Я, признаться, получал двойное удовольствие. Ну, во-первых - от самого концерта. На самом деле - классно! А во-вторых - от созерцания Марика на концерте. Подглядывание за подглядывающим во французских борделях - бледное и скучное занятие по сравнению с тем шоу, которое разворачивалось у меня на глазах!"

А что запомнил я сам? Ну что может запомнить человек, попавший в мечту? А ведь для меня посещение этого концерта - это и есть реализация юношеской мечты, материализация полузабытых давних снов. (Да, да! Когда мне было шестнадцать-семнадцать лет, мне снились не только бабы! Однажды приснилось, что я попал на концерт Эмерсона. Визуальной основой сна стали цветные постеры, купленные на толчке на первую стипендию. Все остальное дорисовало воображение. Я проснулся такой счастливый, как будто мне всю ночь снился тринадцатый подвиг Геракла - со мной самим в роли античного героя.) Да даже в самых смелых мечтах, будучи простым советским пацаном, мог ли я представить, что попаду за "железный занавес" и возможность посещения такого концерта станет хотя бы не нулевой? Что когда-нибудь рухнет весь окружающий нас - юных мечтателей - маразм и жутким ветром перемен нас же и разнесет по разным странам и континентам? (Меня, вот, занесло на желанный концерт. Но ведь могло бы быть совсем по-другому.)

Между тем, какие-то детали все-таки удалось запомнить. И в перерыве между отделениями, бродя по холлу с продающимися там пластинками и "ЭЛП-овскими" футболками, я старался для себя классифицировать свежие впечатления - чтобы покрепче запомнить. Вспоминалось: периодически массировавший покалеченную в недавней автомобильной аварии кисть правой руки, почти совсем не состарившийся лицом клавишный виртуоз Эмерсон; изрядно раздобревший, но не утерявший вокальных данных Лэйк; выглядящий как юноша, скрученный из тугих жил Палмер. Вспоминалось: прекрасные интеллигентные лица публики; вполне солидные мужчины и женщины подхватывали самые сложные тексты, подпевали, взбирались на столы, скандировали, свистели. Вспоминалось: заряженная невероятным драйвом, но ни капельки не агрессивная атмосфера действа. Вспоминалось: исполняли все любимые вещи (а разве были не любимые?), включая "Таркус" и "Картинки с выставки". Вспоминалось: великолепная, неслыханная ранее, новая аранжировка Прокофьевской "Ромео и Джульетты". В общем, в голове задержалось достаточно много острых аудиовизуальных впечатлений. А ведь впереди было еще и второе отделение!

http://samlib.ru/s/shames_a_i/emerson.shtml

Это было написано много лет назад. Такие дела.

PS Чтобы потом не жалеть - еду через две недели на концерт Гилмора в Вену. С юной дочерью (а Вы говорили, что молодежи не интересно! На Deep Purple люди приходили с детьми (как я) и с внуками.)

Николайmongwu on June 6th, 2016 07:27 pm (UTC)
это написано гораздо лучше, но ощущения очень похожи. Описание музыкантов напомнило выступление ELP (с Deep Purple) в Сан-Франциско в 1998 году.
Кто писал? Вы сами ведь?
Буду теперь жалеть, что не дал вам знать. Я, кстати, о вас думал в связи с этим концертом, но решил, что вы
1) не можете не знать а таком событии
2) вряд ли поедете из такого далека
Аранжировка Прокофьевской "Ромео и Джульетты" очень заинтересовала, не знал, что у ELP такое есть, буду искать теперь.
А на этом концерте суровые рокеры в какой-то момент заиграли "Танец Феи Драже", явно с громадным удовольствием. Впрочем, они всё играли с большим удовольствием.
(no subject) - profi on June 7th, 2016 05:00 am (UTC) (Expand)
(no subject) - mongwu on June 7th, 2016 06:09 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - profi on June 7th, 2016 06:14 pm (UTC) (Expand)
Вдогонку - profi on June 7th, 2016 09:53 am (UTC) (Expand)
Re: Вдогонку - mongwu on June 7th, 2016 06:11 pm (UTC) (Expand)
Re: Вдогонку - profi on June 7th, 2016 06:14 pm (UTC) (Expand)
Рыб®ryb on June 6th, 2016 08:49 pm (UTC)
Спасибо.
Николайmongwu on June 6th, 2016 09:09 pm (UTC)
и вам спасибо
lastalbumlastalbum on June 6th, 2016 09:40 pm (UTC)
Спасибо огромное за рассказ!!!
Николайmongwu on June 6th, 2016 09:43 pm (UTC)
Пожалуйста, рад видеть такую реакцию!
pavukpavuk on June 7th, 2016 09:15 am (UTC)
Спасибо большое! Очень приятно было почитать. Сам я не такой уж большой поклонник Кита, но очень его и его музыку уважаю.
Николайmongwu on June 7th, 2016 06:03 pm (UTC)
Очень рад. Спасибо.
murzillo: Звиздаmurzillo on June 7th, 2016 03:26 pm (UTC)
ты так душевно написал, что пошла всё подряд качать и слушать.
Николайmongwu on June 7th, 2016 06:03 pm (UTC)
как хорошо! Спасибо.