Николай (mongwu) wrote,
Николай
mongwu

Category:

Семинар "Выяви в себе расиста"

Апрель 2010 года. Книжный магазин в центре Торонто. Группа молодых белых студентов собралась на семинар "Размышления о том, что значит быть белым и как противостоять расизму".

Инструкторша ставит перед собравшимися разные жизненные задачи. Вот одна.

- Сэнди, Джим и Карен работают в общественном центре. Сэнди и Джим - белые, Карен - черная. Сэнди заметила, что каждый раз, когда у них черные посетители, Джим уходит в подсобные помещения. Сэнди это не нравится. Что она должна делать?

Одна студент отвечает:
- Сэнди должна поговорить с Джимом и объяснить ему, что другие работники центра могут неправильно понять его поведение.

Инструкторша:
- Неправильно! Вас слишком волнуют чувства другого белого человека - Джима. Вы хотите найти оправдание его действиям, хотя расизм тут налицо. Когда дело касается расизма, надо не думать, доверять внутренним ощущениям. Кроме того, вы считаете Карен неполноценным человеком, потому что хотите сделать все тихо, за ее спиной. Таким образом, вы здесь проявляете "демократический расизм".

Парень неуверенно кивает головой и садится. Остальные студенты тоже кивают.

Семинар продолжается. Инструкторша объясняет, что расизм - это ответвление капитализма. Невозможно бороться с расизмом и не бороться с капитализмом, и наоборот. Но главное - это то, что сочетание расизма и капитализма создало явление "белой привилегии", т.е. порядка, который работает на белых.

Один из парней подхватывает тему.
- Канада - это страна белых супремасистов (Ник. - т.е. людей, которые считают свою группу населения лучше, чем другие группы). Поэтому я полагаю, что я расист. Вопрос даже не в том, так это или нет. Я знаю, что да. Моя цель - стать расистом в меньшей степени.
Он говорит это спокойно, как будто о чем-то само собой разумеющемся.

Другой замечает:
- А я так не выношу, когда люди говорят мне, что они не обращают внимания на цвет кожи. Вот это - самый неприкрытый расизм! Игнорировать цвет кожи - это еще хуже, чем обращать на него внимание. Я называю это нео-расизм.

Большинство пришедших говорят, что они здесь для того, чтобы использовать анти-расизм в своей работе. Но бОльшая часть курса состоит в том, что они пытаются избавиться от осознания собственной вины в том, что они расисты.

Инструкторша рассказывает, как она однажды объясняла "цветному" коллеге, как ему лучше делать свою работу.
- А потом я осознала, что я сделала! Я подшла к нему и извинилась. Я сказала ему: "Я прошу прощения! Я веду с тобой очень уж по-белому." (Ник. - в оригинале - "I’m unloading so much whiteness on you".)

Другая женщина говорит о своих терзаниях после того, как подруга попросила ее провести занятие о средствах массовой информации перед черными студентами. Дело в том, что такой урок был бы демонстрацией ее "белой привилегии".
- Должна ли я согласиться? Или проявить ответственность и сказать "нет"? Но ведь моя подруга может сказать, что она хочет, чтобы именно я провела это занятие, потому что ей нравится мой подход к материалу. Но подождите! Возможно ли то, что у меня есть этот "особый подход" потому, что меня воспитали и учили каким-то особым образом? ... Эти мысли мучают меня постоянно...

Кто-то заводит разговор о нянях, которые иммигрировали в Канаду из стран Третьего Мира в рамках правительственной программы. Инструкторша говорит, что это была "супер-эксплуататорская" программа. Она указывает на циничность фразы "вы теперь часть семьи", которая использовалась для того, чтобы эмоциально повлиять на нянь и домработниц и завлечь их в длительные оскорбительные трудовые взаимоотношения.

Один из парней ("Крис") возражает. Крис говорит, что в его собственной семье работала такая няня, и она в самом деле была "частью семьи". В течение нескольких минут Крис рассказывает о том, в каких теплых и трогательных взаимоотношениях находились его семья и семья няни.

Слова Криса вызывают волну недовольства. Одна женщина высказывает предположение, что няня разработала "защитный механизм" для того, чтобы справиться со своей подчиненной ситуацией. Это приводит к дискусии о том, что на представителей меньшинств нельзя смотреть как на пассивных жертв.

Вне семинара собравшиеся выглядят добросердечными, умными людьми. Но на семинаре, подобно набожным католикам на исповеди, они думают только о своих грехах и воспринимают свой цвет кожи как своего рода нравственную проказу. Общение превращается в тяжелую агонию самоцензуры, и каждое слово тщательно анализируется на предмет наличия подсознательных расистских оттенков.
И с одной стороны они, подобно высшим жрецам, объявляют о грехах общества, а с другой стороны, занимаются самоуничижением по поводу своей собственной греховности.

Оригинал (на англ., перевод мой) - http://www.nationalpost.com/most-popular/story.html?id=2758198

===================================

Приложение. Некоторые комментарии к статье на сайте, которые мне понравились.

* * * * *

Будучи канадцем японского происхождения, я провел всю свою взрослую жизнь, пытаясь облегчить бремя, которое белые люди чувствуют по поводу их или моего цвета кожи. "Не надо давать мне повышение в рамках этой идиотской программы по достижению равенства..." "Нет, слова "суши" или "ниндзя" совсем не обижают меня..."
Так знаете что? Я сдаюсь. Давайте, белые, пусть ваше чувство вины сведет вас с ума. Чтобы исправить историческую несправедливость, я провозглашаю себя представителем всех цветных, а белые люди должны отдать мне все, что у них есть, после чего я распределю это среди моих цветных угнетенных товарищей.

* * * * *

Какого черта? Зачем ты выдаешь секреты? Пусть эти расисты чувствуют себя виноватыми. Ты можешь использовать их чувство вины.
Я тоже канадец японского происхождения, но я использую это себе на пользу. Когда я учился в колледже, меня взяли на работу в почтовое отделение, потому что я был представителем меньшинства. Когда меня останавливает полиция, я всегда говорю: "Я прошу записать в протокол, что я канадец азиатского происхождения". Они часто отпускают меня, потому что знают, что я могу обвинить их в том, что они остановили меня из-за моей расы, а не потому, что я выделывал вензеля на дороге.
...
Даже когда я стою в очереди и кто-то влезает впереди, я всегда использую расовую карту типа: "Что, на нас, цветных, можно не обращать внимания, да?" Ты посмотрел бы, как им становится стыдно.
Эти политкорректные типы настолько глупы, что они заслуживают того, чтобы их использовали.
Так что продолжай обижаться, когда они говорят "суши" или "терияки".

* * * * *

"Что должна делать Сэнди?"
Ответ: работу, которую ее наняли делать.

* * * * *

Люди каждой расы или нации думают, что они лучше, чем остальные, пусть даже этому нет доказательств. Это естественно, нормально и совсем не обязательно плохо - если только не доходит до крайности и не приводит к насилию. Так что белые в этом не одиноки, хотя их учат, что их цвет кожи приводит к такому сильному их превосходству, что им надо постоянно извиняться за это перед всеми. Что, конечно, чрезвычайно надоедает всем остальным.

* * * * *

Мы что, совсем потеряли способность соображать? ... Мне кажется, что общество дошло до такого печального состояния, что мы все должны ждать от типов, описанных в этой статье, ответов относительно того, что мы должны думать.

* * * * *

Мои пра-прадеды эмигрировали из Европы около 1900 года. Для меня раса никогда не была проблемой. Я был слишком занят, получая образование и работая, чтобы содержать семью. Потом я узнал, что я расист. Не из-за того, что я когда-то сделал или подумал, а из-за цвета моей кожи. Что черные люди живут плохо только потому, что я существую. Мне потребовалось примерно две минуты, чтобы понять, что меня пытаются развести.

* * * * *

Что характерно для этих семинаров - это отсутствие противоположной точки зрения. Они всегда считают, что их позиция непоколебима.

* * * * *

Могли бы члены этого культа белой вины/привилегии объяснить мне, почему почти каждый бездомный - белый? Почему "белая привилегия" не работает для них?

* * * * *

Недавно я видел, как один человек купил две упаковки белых яиц, хотя в наличии имелись также коричневые яйца. Нужно ли мне было подойти к нему и заговорить о его расизме или мне нужно было обратиться к врачу?
Tags: их нравы
Subscribe

  • (no subject)

    Смотрю старый японский фильм. Кадр отражает бедность японской нации в послевоенные годы, до "японского чуда". Но при этом люди безупречно одеты и в…

  • Что было раньше - aluminium или aluminum?

    Алюминий - это aluminium в Британии и aluminum в США. Я всегда считал (и не я один), что правильное и первоначальное название - aluminium, а…

  • Читатели Таймс о принце Филиппе

    О принце Филиппе сейчас много пишут в связи с его кончиной, пишут самое разное, от "мерзкий грубый бесчувственный расист, которому всё было…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 52 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • (no subject)

    Смотрю старый японский фильм. Кадр отражает бедность японской нации в послевоенные годы, до "японского чуда". Но при этом люди безупречно одеты и в…

  • Что было раньше - aluminium или aluminum?

    Алюминий - это aluminium в Британии и aluminum в США. Я всегда считал (и не я один), что правильное и первоначальное название - aluminium, а…

  • Читатели Таймс о принце Филиппе

    О принце Филиппе сейчас много пишут в связи с его кончиной, пишут самое разное, от "мерзкий грубый бесчувственный расист, которому всё было…