?

Log in

 
 
18 March 2013 @ 07:33 pm
Достаточно "достаточно"!  
Давно не писал, работы много, времени мало... Захотелось поворчать.

Тема для ворчания - слово "достаточно".

Мне кажется, что до начала 90-х годов это слово не употреблялось так часто, как теперь. И вдруг за короткое время расцвело.

До этого люди говорили: "Он очень умный человек", "мы посмотрели довольно хороший фильм", "обстановка в квартире была вполне приличная".
И вдруг - раз! Слова "очень", "довольно", "вполне" и подобные им ушли куда-то на дно. Их заменило слово "достаточно".

"Он достаточно умный человек", "мы посмотрели достаточно хороший фильм", "обстановка в квартире была достаточно приличная".

Помню знакомую женщину - инженера в моём НИИ - с которой такая трансформация произошла буквально на моих глазах.
"Это достаточно сложный проект, для которого группе потребуется потратить достаточно много времени и усилий... Нельзя забывать про достаточно сложные обстоятельства, такие как достаточно холодная температура в компьютерном зале, из-за которой мерзнут пальцы и достаточно трудно пользоваться клавиатурой..."
Мне казалось, что она получала большое удовольствие от употребления этого слова.

Недавно нашел две современные книги.

Татьяна Семёнова. "Наложница императора".

"Гун вёл себя достаточно независимо, чем жутко раздражал Цыси."
"Фокусники и акробаты представления на улицах дают достаточно редко."
"Внутри обнаружилась достаточно большая гостиная."
"Прошло достаточно много времени, прежде чем он вновь нарушил молчание."
"Посреди улицы стоял достаточно богато одетый человек с открытым ртом."
"Он всё время прятался, но достаточно неуклюже."

И так далее. Там ещё много.

Почему нельзя написать "Внутри обнаружилась большая гостиная"? "Он всё время прятался, но неуклюже" (или хотя бы "очень неуклюже")?

Другая книга. Николай Замяткин. "Вас невозможно научить иностранному языку." (То есть книга о языке (!)).

"учителя, которые достаточно слабы в разговоре на иностранном языке..."
"Вы продолжаете достаточно прилежно посещать занятия..."
"обучаемые получают достаточно сильное психологическое подкрепление..."
"Через достаточно короткое время обязательно обнаруживается, что такого словаря недостаточно."
"Достаточно часто изучение иностранного языка начинают с алфавита..."
"в испанском «зазор» между написанием и звучанием достаточно невелик..."

Слово "достаточно" можно найти там чуть ли не на каждой странице.
Берусь сказать, что все эти фразы без этого слова были бы как минимум не хуже. Оно замусоривает текст не меньше, чем когда-то твёрдый знак в конце слов.

Откуда такое пристрастие к слову "достаточно"?

У меня есть два объяснения.

Первое. Любовь к канцеляриту. Более длинные слова звучат официальнее, серьезнее. А стало быть лучше.
Как говорила одна моя одноклассница на собрании класса: "Мы оказываем большую помощь младшим классам, проводим большую работу с неуспевающими..."
Она просто не могла сказать: "Мы помогаем младшим классам, работаем с неуспевающими..."
А в наше время она, наверно, говорила бы: "Мы оказываем достаточно большую помощь младшим классам..." и т.д.

Второе объяснение. Бессознательное нежелание многих людей, особенно среди интеллигенции, выразить мысль кратко и однозначно.
Это те люди, которые услышат какое-то утверждение и не могут не вставить бессмысленный комментарий: "Но ведь так бывает не всегда...", даже если частота этого "не всегда" стремится к нулю. Слово "достаточно" смягчает категоричность утверждений, снимает с автора некоторую долю ответственности за сказанное.

Пишу и думаю - поймут ли? Может быть, я представитель одного из последних поколений, которые видят в постоянном употреблении слова "достаточно" что-то неправильное?

Что вы думаете? Дайте знать, мне очень интересно. Или - ладно - достаточно интересно, если кому-то больше нравится такой вариант.
 
 
 
inigo_montoiyainigo_montoiya on March 19th, 2013 02:48 am (UTC)
А я думаю, редакторы паршивые (нередкое явление в наше время). Поэтому слово "достаточно" на каждой странице :)
Николайmongwu on March 19th, 2013 02:53 am (UTC)
да, и это тоже
(Deleted comment)
Николайmongwu on March 19th, 2013 03:42 am (UTC)
Не уверен. В американском английском я не вижу частого употребления слова enough в подобном контексте.
Rezoner: lumrezoner on March 19th, 2013 04:48 am (UTC)
Да что Вы беспокоитесь. Очередное слово-паразит, вроде "на самом деле", "типа" или последней фишки - "практически". Пройдет, как и все до того.
Сергей22sobaki on March 19th, 2013 07:39 am (UTC)
Ещё из "модного" - "на минуточку"
Например "А это, на минуточку, стоит 100 миллионов рублей"

Edited at 2013-03-19 07:40 am (UTC)
(no subject) - mongwu on March 19th, 2013 03:56 pm (UTC) (Expand)
Alexalz421 on March 19th, 2013 05:08 am (UTC)
Второе.

Просто "большая гостиная" должна быть как минимум со спорт зал размером, а "достаточно большая гостиная" в принципе может быть любой, лишь бы повествующему она казалась побольше средней ;)
Николайmongwu on March 19th, 2013 03:59 pm (UTC)
вот оно что... :)
Еленаmblwahdria on March 19th, 2013 05:53 am (UTC)
вижу два варианта: это просто модное слово, которое быстро затаскают и оно пропадет.
либо, что хуже, это проявление боязни ответственности. причем не только "среди интеллигенции", как ты выразился.
Николайmongwu on March 19th, 2013 03:59 pm (UTC)
так уже довольно много времени это продолжается, как-то быстро не пропадает...
Adventurismadventurism on March 19th, 2013 06:08 am (UTC)
Смягчать категоричность предложений - оно самое. Как и в английском люди постоянно вставляют i think, guess, seems, looks, etc. - для смягчения однобокой категоричности предложений. Даже если вероятность противного мнения стремится к нулю, людская психология ставит многих в автоматическую оппозицию к категоричным суждениям.
Николайmongwu on March 19th, 2013 07:17 pm (UTC)
Это верно, но всё-таки есть разница между тем, как вежливые люди смягчают язык и чуть ли не автоматическим вставлением одного и того же слова перед каждым прилагательным.
(no subject) - adventurism on March 19th, 2013 07:20 pm (UTC) (Expand)
Виталий Фадеевfadeev on March 19th, 2013 07:08 am (UTC)
Достаточно длинный текст, надо бы кат поставить. :)

Что касается темы поста, то я заметил, что перестав читать классику, мой язык стал костным как у Эллочки Людоедочки.
Николайmongwu on March 19th, 2013 07:17 pm (UTC)
надо, чтобы язык читал больше!
(no subject) - fadeev on March 19th, 2013 10:01 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - mongwu on March 19th, 2013 10:50 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - kristina777 on March 23rd, 2013 07:54 am (UTC) (Expand)
(no subject) - mongwu on March 26th, 2013 01:51 am (UTC) (Expand)
Las dos caras de Yanados_caras on March 19th, 2013 07:20 am (UTC)
Я думаю, что сама ловлю себя на том, что достаточно часто употребляю слово "достаточно". :)
Николайmongwu on March 19th, 2013 07:17 pm (UTC)
Яна, тебе можно всё, даже это :)
troitsa1: трубогибtroitsa1 on March 19th, 2013 07:26 am (UTC)
Это слово мне напоминает паразитеский оборот речи советских времён - Мне хотелось бы сказать... Хотелось - скажи!

И мне кажется прав комментатор выше - нам десятки раз за день вдалбливают перевод американского enough...

Впрочем, тоже прощайте.
Viacheslav)tight_lo_end on March 19th, 2013 09:23 am (UTC)
интересное наблюдение

есть еще такой паразит "на самом деле". Встречаю я как-то друга, давно не виделись, и он так начинает каждое второе предложение.

Вот человеку кажется, что все вокруг как-будто понарошку, а как на самом деле должно быть - он и сам не знает. И он постоянно использует эту страховку
Николайmongwu on March 19th, 2013 07:19 pm (UTC)
Конечно, это слово-паразит. Но мне кажется, что слово "достаточно" ещё особенное в том смысле, что не все понимают, что это слово-паразит.
memento_marymemento_mary on March 19th, 2013 09:46 am (UTC)
"Достаточно" не является синонимом "очень". Его более-менее полный синоним - "довольно".
"Довольно умный человек" и "достаточно умный человек" - почти одно и то же.
Проблема в том, что употребляющие "достаточно" как слово-паразит не чувствуют, что в нем содержится вопрос "достаточно КОМУ или ДЛЯ ЧЕГО?".
"Он достаточно квалифицирован, чтобы выполнить эту работу".
"Она достаточно умна, чтобы решить сложную задачу"
Тут "достаточно" на своем месте и не меняется ни на "очень", ни на "весьма" и т.п., и не может быть просто опущено.
А в приведенных примерах почти везде можно безболезненно заменить "достаточно" на другое слово. "Довольно большая гостиная". "Весьма часто опаздывал". А "достаточно слабы" намного лучше было бы заменить на "недостаточно сильны". "Достаточно слабы" - это очень плохо. Уместно только в контексте типа "враг достаточно слаб, чтобы мы могли сейчас разгромить его".
Когда у автора, переводчика, редактора нет чувства языка, неудивительно, что и у читателей оно со временем исчезает или не формируется. Раз за разом видя образцы неграмотной речи, человек сам начинает так говорить. Смех и грех, но недавно я услышала "суседи" в речи молодой девушки - мне казалось, так давно уже никто не говорит. А еще поразило "влаживать" в значении "класть". А если вспомнить тексты песен... "До моей помады прикасайся взглядом". "Если превратишься ты цветочком в поле...". Это же кошмар.
Виталий Чихарин: pic#7534379chva on March 19th, 2013 12:15 pm (UTC)
Так ведь довольно и достаточно вообще синонимы и по сути означают жто-то типа «хватит». Если по поводу фразы «достаточно умен» возникает вопрос кому достаточно, то и по поводу «довольно умен» должен возникать.
(no subject) - memento_mary on March 19th, 2013 12:43 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - mongwu on March 19th, 2013 07:24 pm (UTC) (Expand)
Белочкаbelaja_belka on March 19th, 2013 02:25 pm (UTC)
Странно, как-то не заметила такого засилья.
Николайmongwu on March 19th, 2013 07:26 pm (UTC)
завидую... :)
(no subject) - belaja_belka on March 19th, 2013 07:39 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - mongwu on March 19th, 2013 07:53 pm (UTC) (Expand)
Šausmasbibulka on March 19th, 2013 04:00 pm (UTC)
Видимо, это слово нынче в моде. Всегда бывают слова паразиты. Они просто меняются. Кроме того, если вы обратили внимание на это слово, то оно еще долго будет вас преследовать. Меня так преследовали салатовые машины, после того как я стала счастливым обладателем такой машины. Серых и белых машин на дороге было намного больше, но меня раздражали именно салатовые.
А "имхо" вас не раздражает? Я тоже в последнее время много работаю и ворчу :)
InvenTorytati_p on March 19th, 2013 04:44 pm (UTC)
такое забавное слово - "салатовый" :)
(no subject) - bibulka on March 20th, 2013 05:48 am (UTC) (Expand)
(no subject) - mongwu on March 19th, 2013 07:27 pm (UTC) (Expand)
Кэтринslonikit on March 19th, 2013 04:07 pm (UTC)
Современных авторов не читаю. Потому что невозможно. Мозг искривляется :)
Если бы слово "достаточно" было единственным признаком убогости их языка...
Николайmongwu on March 19th, 2013 07:27 pm (UTC)
тоже верно
svenikasvenika on March 19th, 2013 10:45 pm (UTC)
У меня пунктик - не могу употреблять одинаковые слова, автоматически ищу синонимы. То ли отголоски журналистского прошлого, то ли стремление говорить словно пишу сочинение :))
Достаточно - у меня всегда в роли "хватит". В сравнительном качестве у меня идут в ход "довольно", "совсем", "вполне" и проч. Привычка..
Николайmongwu on March 21st, 2013 04:14 pm (UTC)
вот, это правильное понимание этого слова :)
Король и его Лапушка: Ksjukorollapushki on March 21st, 2013 08:02 am (UTC)
а мне помогает психологически мантра "я достаточно (такая-то)... у меня достаточно (того-то)... моя/мой/мои/моё та/тот/те/то досточно (такая/-ой/-ие/-ое-то)! :)
Николайmongwu on March 21st, 2013 04:13 pm (UTC)
если помогает - это самое главное! :)
(no subject) - korollapushki on March 21st, 2013 06:35 pm (UTC) (Expand)
kristina777kristina777 on March 23rd, 2013 07:53 am (UTC)
:) Знаете, Николай, меня моя начальница (главный редактор) шпыняет по полной программе за любое слово, которое начинает встречаться в моих публикациях ДОСТАТОЧНО (хе-хе :) часто. В ее понимании, больше одного такого слова в заметке - это уже замусоривание русского языка. А уж "достаточно" ли это, "как бы", "относительно", "впечатляюще" или какое другое - не суть важно. И, надо сказать, что я с ней в этом плане согласна; другой вопрос, что в наше время, увы, неДОСТАТОЧНО редакторов-профи, ДОСТАТОЧНО стремящихся к идеалу, чтобы это дело отслеживать и такие слова-паразиты из книг-газет и т.д. вылавливать...
Andrew Bronnikov: higha_bronx on March 24th, 2013 06:11 am (UTC)
"Достаточно стремящихся" -- такое выражение редактор тоже достаточно обругает :)
(no subject) - kristina777 on March 24th, 2013 07:05 am (UTC) (Expand)
(no subject) - mongwu on March 26th, 2013 01:55 am (UTC) (Expand)
benadin: laptopbenadin on March 26th, 2013 02:38 pm (UTC)
Пора возвращать цензуру! :-)
Николайmongwu on March 27th, 2013 12:36 am (UTC)
редактирование, не цензуру! :)
(Deleted comment)
(no subject) - mongwu on March 27th, 2013 04:43 pm (UTC) (Expand)