?

Log in

 
 
28 April 2010 @ 04:44 pm
Семинар "Выяви в себе расиста"  
Апрель 2010 года. Книжный магазин в центре Торонто. Группа молодых белых студентов собралась на семинар "Размышления о том, что значит быть белым и как противостоять расизму".

Инструкторша ставит перед собравшимися разные жизненные задачи. Вот одна.

- Сэнди, Джим и Карен работают в общественном центре. Сэнди и Джим - белые, Карен - черная. Сэнди заметила, что каждый раз, когда у них черные посетители, Джим уходит в подсобные помещения. Сэнди это не нравится. Что она должна делать?

Одна студент отвечает:
- Сэнди должна поговорить с Джимом и объяснить ему, что другие работники центра могут неправильно понять его поведение.

Инструкторша:
- Неправильно! Вас слишком волнуют чувства другого белого человека - Джима. Вы хотите найти оправдание его действиям, хотя расизм тут налицо. Когда дело касается расизма, надо не думать, доверять внутренним ощущениям. Кроме того, вы считаете Карен неполноценным человеком, потому что хотите сделать все тихо, за ее спиной. Таким образом, вы здесь проявляете "демократический расизм".

Парень неуверенно кивает головой и садится. Остальные студенты тоже кивают.

Семинар продолжается. Инструкторша объясняет, что расизм - это ответвление капитализма. Невозможно бороться с расизмом и не бороться с капитализмом, и наоборот. Но главное - это то, что сочетание расизма и капитализма создало явление "белой привилегии", т.е. порядка, который работает на белых.

Один из парней подхватывает тему.
- Канада - это страна белых супремасистов (Ник. - т.е. людей, которые считают свою группу населения лучше, чем другие группы). Поэтому я полагаю, что я расист. Вопрос даже не в том, так это или нет. Я знаю, что да. Моя цель - стать расистом в меньшей степени.
Он говорит это спокойно, как будто о чем-то само собой разумеющемся.

Другой замечает:
- А я так не выношу, когда люди говорят мне, что они не обращают внимания на цвет кожи. Вот это - самый неприкрытый расизм! Игнорировать цвет кожи - это еще хуже, чем обращать на него внимание. Я называю это нео-расизм.

Большинство пришедших говорят, что они здесь для того, чтобы использовать анти-расизм в своей работе. Но бОльшая часть курса состоит в том, что они пытаются избавиться от осознания собственной вины в том, что они расисты.

Инструкторша рассказывает, как она однажды объясняла "цветному" коллеге, как ему лучше делать свою работу.
- А потом я осознала, что я сделала! Я подшла к нему и извинилась. Я сказала ему: "Я прошу прощения! Я веду с тобой очень уж по-белому." (Ник. - в оригинале - "I’m unloading so much whiteness on you".)

Другая женщина говорит о своих терзаниях после того, как подруга попросила ее провести занятие о средствах массовой информации перед черными студентами. Дело в том, что такой урок был бы демонстрацией ее "белой привилегии".
- Должна ли я согласиться? Или проявить ответственность и сказать "нет"? Но ведь моя подруга может сказать, что она хочет, чтобы именно я провела это занятие, потому что ей нравится мой подход к материалу. Но подождите! Возможно ли то, что у меня есть этот "особый подход" потому, что меня воспитали и учили каким-то особым образом? ... Эти мысли мучают меня постоянно...

Кто-то заводит разговор о нянях, которые иммигрировали в Канаду из стран Третьего Мира в рамках правительственной программы. Инструкторша говорит, что это была "супер-эксплуататорская" программа. Она указывает на циничность фразы "вы теперь часть семьи", которая использовалась для того, чтобы эмоциально повлиять на нянь и домработниц и завлечь их в длительные оскорбительные трудовые взаимоотношения.

Один из парней ("Крис") возражает. Крис говорит, что в его собственной семье работала такая няня, и она в самом деле была "частью семьи". В течение нескольких минут Крис рассказывает о том, в каких теплых и трогательных взаимоотношениях находились его семья и семья няни.

Слова Криса вызывают волну недовольства. Одна женщина высказывает предположение, что няня разработала "защитный механизм" для того, чтобы справиться со своей подчиненной ситуацией. Это приводит к дискусии о том, что на представителей меньшинств нельзя смотреть как на пассивных жертв.

Вне семинара собравшиеся выглядят добросердечными, умными людьми. Но на семинаре, подобно набожным католикам на исповеди, они думают только о своих грехах и воспринимают свой цвет кожи как своего рода нравственную проказу. Общение превращается в тяжелую агонию самоцензуры, и каждое слово тщательно анализируется на предмет наличия подсознательных расистских оттенков.
И с одной стороны они, подобно высшим жрецам, объявляют о грехах общества, а с другой стороны, занимаются самоуничижением по поводу своей собственной греховности.

Оригинал (на англ., перевод мой) - http://www.nationalpost.com/most-popular/story.html?id=2758198

===================================

Приложение. Некоторые комментарии к статье на сайте, которые мне понравились.

* * * * *

Будучи канадцем японского происхождения, я провел всю свою взрослую жизнь, пытаясь облегчить бремя, которое белые люди чувствуют по поводу их или моего цвета кожи. "Не надо давать мне повышение в рамках этой идиотской программы по достижению равенства..." "Нет, слова "суши" или "ниндзя" совсем не обижают меня..."
Так знаете что? Я сдаюсь. Давайте, белые, пусть ваше чувство вины сведет вас с ума. Чтобы исправить историческую несправедливость, я провозглашаю себя представителем всех цветных, а белые люди должны отдать мне все, что у них есть, после чего я распределю это среди моих цветных угнетенных товарищей.

* * * * *

Какого черта? Зачем ты выдаешь секреты? Пусть эти расисты чувствуют себя виноватыми. Ты можешь использовать их чувство вины.
Я тоже канадец японского происхождения, но я использую это себе на пользу. Когда я учился в колледже, меня взяли на работу в почтовое отделение, потому что я был представителем меньшинства. Когда меня останавливает полиция, я всегда говорю: "Я прошу записать в протокол, что я канадец азиатского происхождения". Они часто отпускают меня, потому что знают, что я могу обвинить их в том, что они остановили меня из-за моей расы, а не потому, что я выделывал вензеля на дороге.
...
Даже когда я стою в очереди и кто-то влезает впереди, я всегда использую расовую карту типа: "Что, на нас, цветных, можно не обращать внимания, да?" Ты посмотрел бы, как им становится стыдно.
Эти политкорректные типы настолько глупы, что они заслуживают того, чтобы их использовали.
Так что продолжай обижаться, когда они говорят "суши" или "терияки".

* * * * *

"Что должна делать Сэнди?"
Ответ: работу, которую ее наняли делать.

* * * * *

Люди каждой расы или нации думают, что они лучше, чем остальные, пусть даже этому нет доказательств. Это естественно, нормально и совсем не обязательно плохо - если только не доходит до крайности и не приводит к насилию. Так что белые в этом не одиноки, хотя их учат, что их цвет кожи приводит к такому сильному их превосходству, что им надо постоянно извиняться за это перед всеми. Что, конечно, чрезвычайно надоедает всем остальным.

* * * * *

Мы что, совсем потеряли способность соображать? ... Мне кажется, что общество дошло до такого печального состояния, что мы все должны ждать от типов, описанных в этой статье, ответов относительно того, что мы должны думать.

* * * * *

Мои пра-прадеды эмигрировали из Европы около 1900 года. Для меня раса никогда не была проблемой. Я был слишком занят, получая образование и работая, чтобы содержать семью. Потом я узнал, что я расист. Не из-за того, что я когда-то сделал или подумал, а из-за цвета моей кожи. Что черные люди живут плохо только потому, что я существую. Мне потребовалось примерно две минуты, чтобы понять, что меня пытаются развести.

* * * * *

Что характерно для этих семинаров - это отсутствие противоположной точки зрения. Они всегда считают, что их позиция непоколебима.

* * * * *

Могли бы члены этого культа белой вины/привилегии объяснить мне, почему почти каждый бездомный - белый? Почему "белая привилегия" не работает для них?

* * * * *

Недавно я видел, как один человек купил две упаковки белых яиц, хотя в наличии имелись также коричневые яйца. Нужно ли мне было подойти к нему и заговорить о его расизме или мне нужно было обратиться к врачу?
 
 
 
rayden_nvlrayden_nvl on April 29th, 2010 12:57 am (UTC)
Бугага :-))

Самый лучший ответ был:

Вопрос: Что должна делать Сэнди?
Ответ: Работу, которую ее наняли делать!

Николайmongwu on April 29th, 2010 12:58 am (UTC)
Это да. Коротко и хорошо.
Adventurismadventurism on April 29th, 2010 01:43 am (UTC)
последний комментарий лучший! :))
да, человечество кажется давно ступило за грань толерантности. в Европе рулит тоже самое по отношение к мусульманам, в Америке - к неграм, жесть.
Во всех остальных странах вроде пока не стесняются ни в каких формах рассизма.
Николайmongwu on April 29th, 2010 02:19 am (UTC)
да, какое-то масовое белое помешательство
Ольгаpatella_1 on April 29th, 2010 01:45 am (UTC)
С чувством вины явно перебарщивают. Я, например, не могу отвечать за то что было 100 лет назад и за это бесконечно извиняться. Семинар анекдотичный. Всё хорошо в меру. Среди моих пациентов достаточно чёрных, большинство из них - приятные люди и не педалируют тему расизма. Зато есть один, на три четверти чёрный, но по внешнему виду абсолютно белый, так что если не знать о его происхождении никогда не догадаешься что он черный. Так вот он очень любит показчать права где угодно, что его дискриминируют из-за того что он чёрный.
Николайmongwu on April 29th, 2010 02:20 am (UTC)
Знакомый тип. Я тоже встречал таких. Напишу как-нибудь.
Ведмедьvedmed1969 on April 29th, 2010 02:28 am (UTC)
> Когда дело касается расизма, надо не думать, а полагаться на внутренние ощущения.

Мнеяем "внутренние ощущения" на "революционную целесообразность" - здравствуй, Россия, 1918-1922 годы :)

Они скоро белых будут жрать с потрохами, а те будут в ответ только улыбаться и кивать.
Николайmongwu on April 29th, 2010 02:41 am (UTC)
Да, мне тоже подобные параллели периодически приходят в голову, и не только мне. Пора начать записывать.
Потерявшая чувство реальности интеллигенция, левая пресса и образовательные заведения, рассуждения о справедливости, об эксплуататорах и жертвах...
Ekaterinaenotikova on April 29th, 2010 04:54 am (UTC)
Самое печальное в этом - то, что тезис о том, что белые по каким-то причинам имеют превосходство над чёрными и что-то им должны, считается аксиомой и вопросы, почему так и не изменилось ли что-то за последние годы, не возникает. А все "пострадавшие и угнетённые" нации очень быстро смекнули, какую выгоду они могут получить от такого поведения страдающих от собственного расизма белых и так и норовят откусить руку по локоть...
Николайmongwu on April 29th, 2010 05:10 am (UTC)
Это никогда не изменится. Чем больше будет борьбы с расизмом, тем больше будет обнаруживаться расизма.
(no subject) - enotikova on April 29th, 2010 05:30 am (UTC) (Expand)
(no subject) - mongwu on April 29th, 2010 09:35 pm (UTC) (Expand)
LNatalnata on April 29th, 2010 04:55 am (UTC)
А почему вы этому столько внимания уделяете?

Моя дочка училась в школе, где практически не было не было цветных детей (был один мальчик из смешанной бело-желтой семьи) и директор говорила, что черный в этой школе будет учиться только через ее труп. Причем это она говорила более открыто, чем то, что антисоветские высказывания из учебника географии-истории уберут еще не скоро. А еще была "экспериментальная" школа в наших краях, где вообще не было замечено ни одного белого (во всяком случае на момент нашего посещения на тему "узнать как оно там") - нас бы туда приняли, но дочка сказала, что она не хочет быть белой вороной (она уже отучилась год в белой школе). В лабе, где я работала, была одна черная лаборантка - она так и говорила, что ее взяли из-за цвета, что бы никто не мог обвинить лабу в рассизме и все это знали. Есть в штатах разделение по цвету кожи и белым за цвет кожи уже давно "мозг моют", но не все страдают этой виной рассисткой, просто следуют правилам игры, навязываемым сверху. А правила местами совершенно идиотские.
Николайmongwu on April 29th, 2010 05:13 am (UTC)
Я уделяю вниманию тому, что мне кажется интересным, и "это" - далеко не единственная тема.
(no subject) - lnata on April 29th, 2010 06:40 am (UTC) (Expand)
(no subject) - mongwu on April 29th, 2010 02:58 pm (UTC) (Expand)
supermiptersupermipter on April 29th, 2010 05:40 am (UTC)
==Могли бы члены этого культа белой вины/привилегии объяснить мне, почему почти каждый бездомный - белый? Почему "белая привилегия" не работает для них?==
Этот вопрос еще Горькому задавали в рамках обсуждения ужасного антисемитизма.
Результат понятен.
Николайmongwu on April 29th, 2010 03:04 pm (UTC)
Горькому задавали такой вопрос - кто, когда?
Виталий Чихаринchva on April 29th, 2010 06:41 am (UTC)
И несмотря на всё, именно белая раса, отнюдь не чёрная самая преуспевающая в США. Ты с этим не согласен? Вряд ли сможешь игнорировать этот факт. Белая раса в целом имеет преимущество. Дальше просто надо решать что с этим делать. Нормально ли такое положение? Следует ли его изменить? Если да, то как именно?
Николайmongwu on April 29th, 2010 03:03 pm (UTC)
Не согласен. Самая преуспевающая категория населения - выходцы из Азии. Несмотря на то, что многие из них приехали недавно и преимущества у них такие же, как и других приезжих.
Существующее положение представляется мне и нормальным, и ненормальным. Нормально то, что те, кто лучше работает, в основном больше получает. Но идеология обвинений, разговоры о эксплуататорах и угнетаемых - это ненормально и плохо для общества.
(no subject) - chva on April 29th, 2010 04:32 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - mongwu on April 29th, 2010 04:50 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - chva on April 29th, 2010 04:51 pm (UTC) (Expand)
Alexalz421 on April 29th, 2010 06:41 am (UTC)
Во всяком стаде найдутся маргиналы, но это не значит что их подавляющее большинство. Как и в Европе - официально вроде как все тип-топ, все равны, но в быту противостояние есть и тем сильнее, чем глубже проблемы в экономике данного региона.

Интересное наблюдение - в Ирландии понаехавшие нигерийцы быстро смекнули, что если, чуть что, начать громко махать руками и кричать про расизм и притеснения, то коренные жители предпочтут уступить и не связываться. Но грянул 2004 год и потянулись эшелоны с неполиткорректными ново-европейцами из прибалтики и Польши. В нигерийской комьюнити слухи распространаются быстро, и товарищи афро-ирландцы с той поры, прежде чем начать выступать на тему расизма, сначала аккуратно интересуются, а не из восточной ли европы оппонент. Чисто из соображений сохранения целостности собственного лица и остальных конечностей. Ибо оппонент тоже может страдать от притеснений и быть полон справедливого гнева. Как ам у древних было?: нашла коса на камень, не все коту масленица, а клин - клином...
Николайmongwu on April 29th, 2010 09:29 pm (UTC)
Маргиналов редко бывает подавляющее большинство. Обычное в группе есть активное меньшинство, а остальные пассивно соглашаются или не возражают.
Про нигерийцев и восточных европейцев интересная история. А я помню, читал, как в Англии афро-англичане жаловались, что поляки отбирают у них работу и требовали ограничить иммиграцию.
chermoneyolighchermoneyoligh on April 29th, 2010 07:41 am (UTC)
круто же толерасты и ими защищаемые нагнули белое население америки...
дальше будет хуже, увы.
Николайmongwu on April 29th, 2010 09:29 pm (UTC)
скорее всего да. Хотя кто знает.
nebo_ne_yanebo_ne_ya on April 29th, 2010 07:43 am (UTC)
это у нас - ярый расизм у населения :(
дело в том, что Харьков - многонациональный город, у нас много приезжих иностранных студентов и не только студентов.
если бы участники семинара послушали высказывания некоторых наших расистов, я думаю, они бы почувствовали себя ангелами во плоти.

мдааа....ну если чувство вины, значит таки да - расизм в голове еще есть.
ведь по сути толерантность не нужна. толерантность - это же терпимость?
а когда терпишь человека, выходит, неровно к нему относишься, давишь в себе ненависть.
а настоящее равенство - это когда порядок в голове. когда на фразу "он же цветной/черный" следует недоуменное лицо и ответ "и..??". и не надо тогда никаких искусственных квот.
людей надо оценивать по профессиональным и личным качествам, а на цвет кожи - плевать, без перекосов в ту или иную сторону.
только в Америке должно смениться несколько поколений, а у нас - даже не знаю сколько :(((((
Николайmongwu on April 30th, 2010 04:50 pm (UTC)
Я бы сказал, что Америка ушла вперед, но Украине вряд ли стоит идти в том же направлении.
Настоящего равенства не будет никогда. И люди, в массе своей, никогда не не смогут смотреть на других, не обращая внимания на цвет кожи.
Когда терпишь, не обязательно давишь в себе ненависть. Например - в кинотеатре два посетителя громко разговаривают и мешают другим смотреть фильм. Должны ли остальные посетители проявлять терпимость по отношению к ним и ничего не говорить?
(no subject) - nebo_ne_ya on April 30th, 2010 06:34 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - mongwu on April 30th, 2010 06:48 pm (UTC) (Expand)
Andrew Bronnikova_bronx on April 29th, 2010 09:31 am (UTC)
Всё верно: если пришёл на семинар по расизму, то 100% расист. Не-расисту даже в голову не придёт тратить время на подобную чушь :)

*чувствую себя немного расистом из-за этого коммента*
Николайmongwu on April 29th, 2010 09:30 pm (UTC)
:))
Profiprofi on April 29th, 2010 10:20 am (UTC)
Оба японца грамотно отожгли. Молодцы!
Николайmongwu on April 29th, 2010 09:32 pm (UTC)
Там есть еще один хороший комментарий первого японца, который я не стал переводить. Про то, как он как-то применил расовый фактор в разговоре с женой (которая, по-видимому, не из Азии), после этого не видел ее несколько дней и только после того как фингалы на глазах стали спадать, смог наконец видеть немножко.
(no subject) - profi on April 29th, 2010 09:51 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - mongwu on April 30th, 2010 04:44 pm (UTC) (Expand)
vlmen77: снайперvlmen77 on April 29th, 2010 12:15 pm (UTC)
Это тоталитарная секта в чистом виде
Николайmongwu on April 29th, 2010 09:33 pm (UTC)
да... или близко к этому
Упавшая с небесjohanajollygirl on April 30th, 2010 08:24 am (UTC)
мне почему-то это чеховского Червякова, который умер, напоминает))
Николайmongwu on April 30th, 2010 04:45 pm (UTC)
Хорошее сравнение, очень :)
elka_shelka_sh on April 30th, 2010 10:54 pm (UTC)
"Мне потребовалось примерно две минуты, чтобы понять, что меня пытаются развести" - всё-таки не все ещё сошли с ума.))
Николайmongwu on April 30th, 2010 10:55 pm (UTC)
Не все, но много. Очень много.
(no subject) - elka_sh on May 1st, 2010 12:36 am (UTC) (Expand)
(no subject) - mongwu on May 2nd, 2010 06:08 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - elka_sh on May 3rd, 2010 12:26 am (UTC) (Expand)
InvenTorytati_p on May 1st, 2010 08:23 am (UTC)
театр абсурда..
Николайmongwu on May 2nd, 2010 04:11 am (UTC)
современный причем
Туттаkalitanya on May 5th, 2010 12:48 am (UTC)
нда

помнится, у нас полицейские не могли объявлять цвет кожи у срочно разыскивающихся. Например, украл мужик ребенка, а по радио будут давать примеры: темные глаза, темные волосы, высокий. А что кожа темная и волосы вьющиеся - не скажут. Потому как расизм.

А потом, лет 5 назад, ТАКОЙ всплеск преступности был - каждый день в гетто перестрелки были - так общественность возмутилась и теперь говорят цвет кожи :)
Николайmongwu on May 5th, 2010 02:15 am (UTC)
да, знакомые вещи. Здесь уже часто, если не указывают цвет кожи, то всем ясно, какой это цвет.
Verunchikveratour on December 31st, 2010 03:35 am (UTC)
Да уж, американская расистская политкорректная чухня даже нормального человека с толку собьет. Мне как человеку русскому, который живет в Америке, замужем за американцем мексиканского происхождения, работающей во вьетнамском ресторане, и снимающей комнату у женщины из Танзании, бывает порой очень неловко найти слова и образ поведения, когда дело касается общения с людьми других национальностей и рас. Наверное, я - расист...
Когда-то давно, когда я еще жила в Луизиане, мне пришлось работать в красивом парке у озера в магазинчике сувениров. Такие сувенирчики, несерьезные - фарфоровые птички и цветочки на стеклянных полочках. Как-то со мной заговорил чернокожий американец средних лет, которые работал там садовником и на тракторе. Он сказал, что всегда хотел работать в этом магазине, вот уже пять лет, но ему не дают эту работу. А вот пришла я - молодая, красивая и БЕЛАЯ и сразу же получила место. Я, конечно, не могла ему ответить , что может быть его не нанимают, потому что он - тракторист, и у него нет зубов, но автоматически почувствовала себя виноватой и не нашлась как ответить. Так ничего и не сказала...
А недавно я переехала (с мужем расходимся) в Оакланд (не восточный, слава богу) и теперь снимаю комнату у 48-летней женщины родом из Танзании. Так по своей наивности я даже не знала, можно ли черных американцев называть черными. Я шепотом (!) об этом спросила у африканки, она сказала, что можно. Уф, гора с плеч.
Работая в ресторане, очень часто - не изолированный случай - люди бояться предположить откуда я : из России или Украины? Дабы не обидеть ненароком. ))))
Николайmongwu on January 4th, 2011 05:47 am (UTC)
я бы сказал, что нормального человека с нормальным восприятием мира даже скорее с толку собьет. Люди недалекие больше склонны верить тому, что во всем этом есть смысл.